Новости
«Все вместе к Солнцу, или как прожить с ребенком счастливое Детство!»
Месяц январь и начало февраля деятельности Центра были освещены содержательными встречами с известными людьми в области образования и воспитания: Е.С.Евдокимова (г.Волгоград), К.Ш. Мансурова (г. Москва), Ю.В. Волков (г.Чебоксары), АА. Бабаянц (г. Краснодар).Родительская копилка пополнилась мудростью. Приятно, что участниками встреч стали не только мамы и папы "Умного поколения".Деятельность центра предоставляет большой интерес.Предлагаем Вашему вниманию интервью с директором центра Людмилой Александровной Сидоровой.
Людмила Александровна, форма организации вашего учреждения очень необычна:семейный центр развития и дополнительного образования. Почему именно семейный?
Людмила Александровна: Идею создания центра продиктовала сама жизнь. 21 век предъявляет современному человеку все больше требований, ставит высокую планку профессиональных стандартов. В погоне за соответствием такие незыблемые ценности, как семья, гармоничные детско- родительские отношения остаются в ущербе. Родитель часто включается в образовательный процесс ребенка «на переправе» - «привел-увел», «привез-увез». Как прожить Детство ребенка вместе, участвуя в образовательном процессе, как достойно воспитывать детей, как стать ребенку другом - нигде не учат. Так, в поисках новой модели образования, форм работы по взаимодействию с родителями возникла идея создания семейного центра. Неслучаен один из девизов Центра: «Все вместе к Солнцу!», - что значит общее устремление к развитию.
-Чем занятия в Вашем Центре отличаются от занятий в других центрах?
Людмила Александровна: На сегодняшний день в мире существует огромное количество методик и технологий для развития детей дошкольного и школьного возраста. Мы чтим традиции и следим за современными тенденциями в образовании. Но ни одна теория или методика сами по себе не работают. Личность педагога – вот основа. Поэтому мы много внимания уделяем духовно-нравственному развитию педагогического коллектива: приглашаем ведущих специалистов по вопросам развития личности, тренеров в различных областях. К тому же, академические знания - это совокупность фактов, они не ведут к развитию потенциала личности. Другое дело, учить подрастающее поколение тому, что делать с этим потенциалом, как применить его в жизни, как облагородить себя и мир вокруг. К сожалению, из образовательного мира вытесняются задачи духовно-нравственного становления молодежи, упорно отводится внимание от высоких мировоззренческих взглядов, от поиска смысла жизни и предназначения, от понятия служения идеалам. Для нас близки идеи Гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили и принципы сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви. Дети воспитываются для жизни и с помощью самой жизни, поэтому педагогический коллектив Центра через предметную и внеурочную деятельность, через совместные мероприятия и праздники разрабатывает и внедряет уроки доброты, уроки мужественности, уроки чести и достоинства, уроки совести и красоты, уроки мечты. Например, из недавних семейных праздников «Бал гусарской славы «Честь имею!» (о мужестве, патриотизме, служении Родине), «Палитра Шишкинских времен» (о выдающемся художнике, любви к малой родине, о воспевании красоты в творчестве), семейный праздник «Каждому ребенку – по мечте» (о том, что мы становимся тем, о чем мечтаем; о том, как помогать ребенку мечтать и мечтам сбываться) и многие другие интересные совместные мероприятия.
- Хотите сказать, что родители семейного центра поддерживают все Ваши проекты?
Людмила Александровна (улыбается): Вы не поверите: да! Конечно, иногда не сразу. В первый месяц, когда родители приводят своего ребенка на занятия, некоторые присматриваются, немного «поварчивают». Папе надо приготовить дрова для похода в лес, найти слова романса, чтобы посвятить жене (маме), дочке… Дома, на семейном совете придумать семейный герб, неповторимую снежинку, костюм; решить, в чем все семейство придет на бал и Новый год…. Для многих это ново. Мы стремимся создать «линейный круг» общих интересов. Чтобы все члены семьи были равноправны в эмоциональном событийном плане. И здесь возрастной принцип сметается подчистую. У детей и родителей появляются общие разговоры за чашкой чая, общие цели… Начинается движение души, сердца оттаивают. Многие из родителей как будто заново становятся детьми, активно включаются в жизнь центра, проживают свое детство. Понимают, как важно сейчас напитать ребенка, дать ему опору. После каждого мероприятия спрашивают: «А когда еще…? Побегать, пришлось изрядно, но мы такие счааааастливые!» Приятно, когда дети – выпускники и их родители делятся: «Вспоминаем не занятия, а веселые походы, переменки, балы… Вы дали прожить нам незабываемые эмоции…» В центре есть традиция: по итогам учебного года вручать активным мамам и папам «Орден родительской славы». Это родители, которые принимают участие в жизни своего ребенка максимальное участие. Для нас лучшая награда - это просветленные лица и горящие глаза родителей, многочасовые неравнодушные беседы на темы воспитания, волнующие вопросы... Наши родители – это наша опора.
- Тогда что для вас быть родителем?
Людмила Александровна: Быть родителем – это счастье, самая почетная миссия на Земле. По моему мнению, если люди являются генетическими родителями ребенка - это еще полдела. Быть родителем - это значит создать то пространство, где ребенка будут любить безусловно, где ему помогут стать Человеком. Где сам ребенок будет учиться любить и заботиться. Быть родителем – это взять ответственность за его судьбу, помочь ребенку раскрыть свои лучшие качества. В духе современного времени родитель выступает как наставник и продюсер своего ребенка. Направляет и выстраивает траекторию его развития. Это веяние времени. И мы, взрослые, как никто это видим: профессии, востребованные 10-15 лет назад , сейчас становятся неактуальными. Одно только хорошее высшее образование для успеха недостаточно. Чтобы быть успешным, нужны надпрофессиональные навыки: когнитивность, открытость и инициативность, работа в команде, видение и лидерство, управление проектом под результат, нестандартность мышления. Одним словом, родитель – это вдохновенный маяк на протяжении всей жизни ребенка, сколько бы лет ему не было.
- Говоря о важной роли, миссии родителя, невольно напрашивается вопрос: как родителям разглядеть одаренность ребенка?
- Людмила Александровна: Одаренные дети это совсем не обязательно победители олимпиад, как принято считать. И даже чаще всего их можно найти не среди победителей. Чаще всего родители первыми замечают одаренность ребенка, но это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Грустно, когда одаренность ребенка остается не замеченной либо из-за родительского равнодушия, либо чрезмерной нагрузки, наложенной на дитя, либо из-за неправильно выбранного вектора развития. К примеру, ребенок музыкально одарен, а его отдали в спорт или ребенок исключительно талантлив в какой-либо области, а его «таскают» по 5 кружкам, тем самым не давая возможности полноценно развиваться в одном направлении и добиваться высочайших результатов. Тут важно наблюдение и искренняя заинтересованность в счастливой судьбе своего ребенка. Каждый ребенок талантлив - верьте в него, дайте возможность ему раскрыться.
- Что бы Вы пожелали современным родителям?
Людмила Александровна: Абсолютно согласна с высказыванием Сергея Михалкова: «Впечатления детства – самые яркие и прочные... Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд». Хотелось бы пожелать родителям полноценно проживать это чудесное время. Каждый период жизни ребенка наполнять интересными открытиями, эмоциями, яркими событиями, развивать широту интересов и открывать «окна возможностей». Все хорошо в свой срок. Современная жизнь с ее возрастающим темпом диктует новые условия: люди нацелены на быстрые результаты во всех областях. И человечеству удается совершать немыслимые прорывы, но только этот темп не работает на развитии и воспитании детей. Дети – это «долгосрочный проект»! Успешное взросление – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.